#AgriTech

7 фактов, которые надо знать об альтернативе дизельному топливу: HVO

#AgriTech

7 фактов, которые надо знать об альтернативе дизельному топливу: HVO

7 фактов, которые надо знать об альтернативе дизельному топливу: HVO

На улицах становится все больше электромобилей, но для кормоуборочной техники, комбайнов и больших тракторов и впредь нужны будут двигатели внутреннего сгорания. Однако работать они теперь должны не на дизельном, а на экологичном жидком топливе. Гидрированное растительное масло, или HVO, похоже на дизельное топливо, но у него есть явное преимущество: его можно использовать в чистом виде без технических модификаций (так называемое HVO100) и смешивать с ископаемым дизельным топливом. При этом сокращение углеродного следа по сравнению с ископаемым дизельным топливом достигает 90%. Читайте дальше, чтобы узнать семь фактов об этой незабываемой находке.

1. HVO – новый стандарт CLAAS.

HVO не требует ни модификаций, ни вложений в сельскохозяйственную инфраструктуру. Это полноценная альтернатива традиционному топливу: его можно сразу использовать в существующей сегодня технике. HVO (гидрированное растительное масло) одобрено для использования в комбайнах и тракторах CLAAS, соответствующих сегодня стандарту Stage V, с 1 октября 2023 года. Более того, бак HVO входит теперь в стандартную комплектацию при отгрузке новых машин на предприятиях в Харзевинкеле (Германия) и Ле-Мане (Франция). Это нововведение само по себе позволило CLAAS сократить выбросы CO2 на 2 500 тонн в год.

2. Это экологичное топливо изготавливается из остатков и отходов.

«Скажите честно, что вы делаете со старым маслом из фритюрницы?» – интересуется специалист по стратегии развития продукции CLAAS Патрик Албрэнд. Незачем выбрасывать старое пищевое масло: его вместе с другими биогенными отходами можно переработать в HVO. Процесс похож на изготовление дизельного топлива из сырой нефти, а результат тот же: топливо. Основное отличие заключается в том, что при сжигании HVO100 выделяет в атмосферу столько же CO2, сколько потребовалось для роста растений, из которых получено масло. Таким образом, экологически чистое биологическое топливо, используемое в экономике замкнутого цикла, позволяет сократить выбросы CO2 в некоторых случаях на 90%.

3. Трактор не пахнет как старая фритюрница.

Дизельные двигатели универсальны. После небольшой адаптации они могут работать и на чистом растительном масле. Некоторые фермеры перешли на такое топливо несколько лет назад, когда еще предлагались гранты для поощрения подобных инициатив, и заметили побочный эффект: машины стали пахнуть как старая фритюрница. Но HVO запахом больше напоминает традиционное топливо, говорит Патрик Албрэнд. А при сгорании HVO выделяет меньше сажи, частиц и оксида азота.

4. Сегодня об HVO мало кто знает, но в будущем это топливо будет использоваться повсюду.

HVO100 пока нельзя продавать на заправочных станциях, но в 2024 году, когда вступит в силу новое законодательство, такая возможность появится. «Это топливо будет у всех на слуху», – считает специалист по стратегии Патрик Албрэнд. Цена HVO привязана к цене дизельного топлива и сейчас превышает ее примерно на 15 центов за литр. «Мы надеемся, что субсидии на дизельное топливо в сельском хозяйстве будут распространяться и на HVO, чтобы оно стало конкурентоспособным». Но фермеры и сейчас могут перейти на HVO, чтобы сократить выбросы CO2 и поставлять экологически чистую продукцию. К тому же, эксперты CLAAS считают, что рынок отреагирует на предстоящее ужесточение требований к молочным фермам и зерноперерабатывающим предприятиям: их выбросы вредных веществ впредь будут подлежать проверке.

5. HVO хранится дольше дизельного топлива.

«HVO не содержит кислорода и хранится лучше дизельного топлива», – говорит Албрэнд. Это экологичное горючее можно держать в тех же емкостях, где раньше находилось дизельное топливо. Это огромное преимущество по сравнению с новыми системами, которые работают от аккумуляторов и водорода и требуют гораздо более развитой инфраструктуры.

Große Erntemaschinen werden in absehbarer Zeit auch weiter auf flüssigen - aber nachhaltigeren - Treibstoff angewiesen sein


6. HVO хватит всем, кому требуется это топливо.

Мощностей для изготовления биологического топлива быстро становится все больше: к 2025 году мировой объем производства HVO, вероятно, превысит 30 млн. тонн. Для сравнения, сельскому хозяйству Германии требуется около двух миллионов тонн топлива, так что этого количества хватит для всех машин, которым оно необходимо и для которых не подходят альтернативные приводные системы (например для крупной сельскохозяйственной и строительной техники). К тому же, это более экологичное топливо. Раньше его изготавливали из пальмового масла, но с 2023 года это сырье запрещено в Германии и других странах ЕС. Сегодня HVO делают, в основном, из остатков и отходов без вреда для окружающей среды и не в ущерб производству пищевых продуктов и кормов для животных. Цепочки вторичной переработки разрастаются, а значит, такое топливо будет становиться еще более доступным по мере увеличения количества остатков и отходов.

7. Скоро невозможно будет представить себе ферму без HVO.

«Проблема – не двигатель как таковой, а ископаемое дизельное топливо, на котором он работает», – говорит специалист по стратегии Патрик Албрэнд. Он считает, что в будущем небольшие тракторы до 150 лошадиных сил, не рассчитанные на дальние поездки, могли бы работать от аккумулятора: «Лучше, чтобы ни скоту, ни фермерам не приходилось дышать выхлопными газами». Но для сельскохозяйственной техники с большими энергозатратами и впредь нужно будет жидкое топливо.