Предприятие будущего

Город Ле-Ман на северо-западе Франции является штаб-квартирой нашего тракторного завода. Ежегодно там производится 10 000 машин по индивидуальным заказам. После инициативы по модернизации «CLAAS Forth» это место стало образцом не только практического внедрения индустрии 4.0, но и вовлечения сотрудников в крупномасштабные проекты.

Завод не похож на обычное предприятие, что особенно импонирует Романе Нипсерон (Romane Niepceron). «Здесь работаешь в непринужденной обстановке», — говорит 27-летняя сотрудница монтажа. При этом завод CLAAS в Ле-Мане, работающий по принципам индустрии 4.0, сложно назвать «спокойным»: 70 000 м2 крытых производственных площадей, 1000 сотрудников и 10 000 тракторов, производимых в год.

Почему здесь все-таки такая приятная атмосфера? Для Романы Нипсерон (Romane Niepceron) это связано с рабочей обстановкой. «На фабрике светло и тихо», — говорит она. «А также есть много места для свободного передвижения».

«Мы заботимся о том, чтобы наши клиенты оставались довольными. Мы достигаем высочайшего качества наших тракторов благодаря нашей самоотверженности и передовым технологиям».

— Александр Лансон (Alexandre Lanson), глава SFQuality

«Мы передаем поставщикам высокие требования наших клиентов еще до начала проекта. Это позволяет нам максимально повысить качество деталей, которые мы получаем».

— Марион Турнер (Marion Tourneur), инженер по качеству, ответственная за поставщиков проектов

«Для меня важно находить инновационные решения в команде — со здравым смыслом, творческим подходом и прагматизмом».

— Фабрис Портебоф (Fabrice Porteboeuf), руководитель проекта индустриализации

Реконструкция на ходу

Так было не всегда. До 2017 года предприятие все еще выглядело, как и многие другие тракторные заводы: оно было темным и тесно застроенным, почти как огромная автомастерская. Заводская техника, которую CLAAS приобрела у другого производителя в 2003 году, также нуждалась в обновлении.

Проект «CLAAS Forth» был направлен на модернизацию объекта. Цель: собирать тракторы «правильно с первого раза», то есть с минимально возможной погрешностью. Трехлетняя реконструкция стоимостью 40 миллионов евро включала не только обновление технического оборудования, но и реорганизацию целых процессов, таких как внутренняя логистическая система или оборудование для наполнения машин различными жидкостями.

Задача: замысел должен был быть реализован на ходу. Только один раз в год — во время четырехнедельного летнего перерыва на заводе — можно было проводить капитальный ремонт, не мешая производственному процессу. Это означало, что подавляющая часть модернизации должна была быть интегрирована в повседневную жизнь завода.

Это было особенно сложно, потому что это не массовое производство в его классическом виде, несмотря на то, что на заводе собирают 50 тракторов в день. Потому что каждая машина изготавливается на заказ, из линейки из пяти различных серий с диапазоном мощности от 72 до 460 л. с. Количество вариантов конфигурации настолько велико, что в течение трех месяцев производится не более двух одинаковых тракторов.

Цифровое планирование и автоматически управляемые транспортные средства

Три фактора имели решающее значение для реализации проекта. Первый: модернизация была запланирована в цифровом формате. «Для этого мы сначала нанесли на карту план завода и все связанные с ним здания с помощью программного обеспечения в формате 3D», — объясняет Олдрик Павек (Aldric Pavec), руководитель инженерно-технического отдела в Ле-Мане. 57-летний мужчина отвечал за этап планирования «CLAAS Forth». «Это позволило нам смоделировать весь процесс реконструкции и вживую проверить, как сделать определенные процессы еще более эффективными, с помощью 3D-анимации и очков виртуальной реальности».

Вторым фактором, который позволил преобразовать завод, было удаление предыдущей буксирной ленты и внедрение автоматически управляемых транспортных средств без водителя (англ. Automated Guided Vehicles, сокращенно AGV). Эти роботы могут перевозить тракторы массой до 20 т по сборочной линии протяженностью 1,2 км с гибкой синхронизацией и полностью автоматизированной системой от первой до последней станции.

Датчики на передних панелях позволяют машинам автоматически тормозить при появлении препятствий. Это позволяет сотрудникам без риска перемещаться между транспортными средствами.

С удалением буксирной ленты на заводе появилось свободное пространство, которое можно было использовать для дальнейшей реконструкции. В то же время автоматически управляемые транспортные средства сделали производство более гибким, что также пошло на пользу «CLAAS Forth».

Привлечение сотрудников

Третьим и, возможно, самым важным фактором успеха проекта было привлечение сотрудников. «Мы действительно хотели упростить повседневную работу сотрудников с помощью реконструкции», — говорит Олдрик Павек (Aldric Pavec), руководитель отдела технологического проектирования. «В то же время они лучше всех знают процесс сборки. Вот почему для нас было важно твердо вовлечь их в проект».

Из-за этого в проекте практически не было внешних консультантов. Основная команда состояла из 50 сотрудников, в том числе инженеров, а также монтажников и стажеров. Также были представлены отделы контроля, управления персоналом, закупок, логистики и исследований и разработок.

Сотрудники влияли на все этапы проекта. Даже имя «CLAAS Forth» было выбрано ею. Раз в неделю в Ле-Мане проводился «Форум CLAAS Forth», который был открыт для всех и информировал об изменениях и их причинах. Кроме того, сотрудники регулярно проходили обучение тому, как внедрять новые структуры.

Я много раз видел, как монтажники делают селфи на заводе.

Широкий спектр элементов индустрии 4.0

Вовлечение сотрудников было хорошей идеей, так считает Романа Нипсерон (Romane Niepceron). Она отвечает за наполнение так называемых тележек — подвижных составов, которые с помощью прикрепляются к транспортным средствам и содержат все болты и мелкие компоненты, необходимые для сборки конкретного трактора.

Раньше Романе Нипсерон (Romane Niepceron) требовался длинный список, чтобы выбрать подходящие детали для тележки. Сегодня она находит их, используя свои перчатки для сканирования штрих-кодов на полках. Если в одном отсеке загорается лампа, она знает: здесь находится деталь или элемент машины, необходимый для этой тележки.

Эта система является лишь одним из примеров множества элементов индустрии 4.0 на модернизированном заводе. Подключенные инструменты помогают сотрудникам выполнять такие разнообразные задачи, как прием заказов и проверка списков. Огромная система хранения была заменена компактным автоматическим хранилищем мелких деталей.

Цифровые средства помощи играют свою роль. Количество случаев, когда необходимо было исправить незначительную ошибку сборки в ходе дальнейшего производственного процесса, резко сократилось с 200 раз до менее одного раза в день. И это при десятках тысяч деталей, которые ежедневно собираются в Ле-Мане.

Техническое оснащение объекта произвело впечатление на Францию. Тракторный завод был удостоен награды «Vitrine Industrie Du Futur» как пример «Индустрии будущего».

«Сочетание гордости и доверия».

Директор завода Этьен Бурассо (Etienne Bourasseau) рассказывает в интервью о том, как развивается тракторный завод в Ле-Мане.

К интервью с Этьеном Бурассо (Etienne Bourasseau)

250 тонн новой краски

Новая дружелюбная рабочая обстановка также была создана благодаря предложениям сотрудников: все стены и потолки были окрашены в белый цвет с помощью примерно 250 тонн новой краски, а полы — в светло-серый цвет. В сочетании со светодиодным освещением это создает ощущение дневного света.

В то же время на заводе с помощью различных мер был снижен уровень шума. Например, напольные покрытия были обработаны таким образом, чтобы уменьшить шум логистических транспортных средств, и вместо пневматических отверток теперь используются более тихие электрические. «Недавно у нас в гостях была менеджер из полупроводниковой промышленности», — рассказывает Олдрик Павек (Aldric Pavec). «Она даже не могла поверить, что в такой тихой и чистой обстановке собираются тракторы».

Сотрудники также очень хорошо приняли изменения. «Рабочие очень гордятся модернизированным заводом», — говорит руководитель предприятия Этьен Бурассо (Etienne Bourasseau). «Мы часто слышим, что теперь они чувствуют себя как дома. Это еще больше повысило культуру труда. Я много раз видел, как монтажники делают селфи на заводе».

Олдрик Павек (Aldric Pavec) может это подтвердить. «Недавно мы проводили собеседования, чтобы найти новых монтажников», — рассказывает он. «Многие из кандидатов уже работали на других предприятиях в Ле-Мане. Они сказали, что наш завод теперь считается лучшим местом для работы в городе».

Рабочий день в Ле-Мане

«CLAAS Forth» продолжается

О том, насколько популярен «CLAAS Forth» среди сотрудников, свидетельствует и тот факт, что проект теперь продолжается в других подразделениях на заводе. Сборочный цех тракторных кабин также будет модернизирован с февраля 2021 года, тоже по инициативе сотрудников.

«Cabin Optimization Project» возглавляет Жиль Друэ (Gilles Drouyer). «Мы в значительной степени ориентируемся на «CLAAS Forth» при реализации проекта», — рассказывает 30-летний инженер, проработавший в CLAAS пять лет. «Вовлечение сотрудников в планирование имеет для нас решающее значение».

Вот почему два квалифицированных сотрудника являются постоянными членами проектной команды. Джереми Лежандр (Jeremy Legendre) — один из них. 30-летний парень работает на производстве, и ему нравится его новая работа. «Интересно посмотреть на нормальный режим работы с другой точки зрения», — говорит он.

В марте 2023 года планируется завершить «Cabin Optimization Project». «Я с нетерпением жду нового дизайна нашей части завода», — делится Джереми Лежандр (Jeremy Legendre).

Проект Жиля Друэ (Gilles Drouyer) и Джереми Лежандра (Jeremy Legendre), как и «CLAAS Forth», служит для подготовки предприятия к будущему. В ближайшие несколько лет концерн планирует расширить производство в Ле-Мане — с нынешних 10 000 до 13 000 тракторов в год.

Романа Нипсерон (Romane Niepceron) с нетерпением ждет дальнейшего развития событий. 27-летняя девушка проработала на заводе в Ле-Мане пять лет и недавно была повышена до специалиста по вводу в эксплуатацию компонентов. «Завод — отличное место, чтобы изменить себя», говорит она, — еще одна вещь, которая ей здесь нравится.

Пять фактов о Ле-Мане

1.

Ле-Ман — столица департамента Сарт в регионе Пеи-де-ла-Луар на северо-западе Франции, расположенный примерно в 200 км к юго-западу от Парижа. Ле-Ман с населением 146 000 человек и агломерацией с населением более 201 000 человек занимает 20-е место среди крупнейших городов Франции.

2.

Ле-Ман и Падерборн — подразделения CLAAS Industrietechnik — объединяет, пожалуй, старейшее в Европе содружество городов-побратимов. В 836 году Олдрич, епископ Ле-Мана, и Бадурад, епископ Падерборна, заключили «вечное братство» между своими епархиями. Предлогом стало перенесение мощей святого в торжественной процессии в 836 году из Ле-Мана в Падерборн, в котором до сих пор не было никаких реликвий.

3.

Город известен во всем мире благодаря 24-часовой гонке. Соревнования проводятся каждый год с 1923 года в середине июня на дорогах общего пользования, которые для этой цели закрывают. Накануне гонки проводится парад гонщиков, где посетители могут познакомиться с водителями и их автомобилями.

4.

Центр подготовки гонщиков был создан в Ле-Мане при поддержке «FFSA Academy». Из нее вышли три победителя 24-часовой гонки: Ромен Дюма (Romain Dumas), Бенуа Трелуйе (Benoît Tréluyer) и Марсель Фесслер (Marcel Fässler).

5.

Большая часть населения департамента Сарт занята в сельском хозяйстве. Эта отрасль экономики представлена там во всей своей широте — от животноводства и пищевой промышленности до виноградарства, древесных питомников и садоводств. Второй по величине отраслью в этом регионе является автомобильная промышленность.

Впечатления